Пермскому техникуму присвоили имя Бориса Изгагина

Локомотив. Такое неофициальное прозвище дали пермяки Борису Изгагину. Он был одним из тех, кто начинал осваивать производство новых двигателей для военных и пассажирских самолетов и вертолетов, а также - для ракет-носителей «Протон». Имя Изгагина было решено присвоить одному из пермских техникумов.

Предприятие «Пермские моторы». Сборочный цех. Здесь практически в идеальной чистоте специалисты монтируют газотурбинные установки. Которые созданы на базе авиационного двигателя. В этот цех почти 80 лет назад пришел работать Борис Изгагин. Будущий руководитель огромного завода начинал с технологии сборки поршневых авиамоторов АШ-82. Позже произошел переход на принципиально новые реактивные двигатели, был освоен и выпуск вертолетных редукторов.

Благодаря изделиям, сошедшим с конвейера пермского завода, в воздух, например, поднялся тяжеловес Ми-26. Универсальный летающий грузовик для армии, промышленности и спасательных операций. Как рассказывают ветераны-моторостроители, уже будучи директором завода Борис Изгагин, бывало, сам лично садился в машину, которая проходила летные испытания.

Рашид Дзунза, председатель Совета ветеранов «ОДК-Пермские Моторы»:

- Раньше так и было - двигатели, сделанные на летательный аппарат, делалось так: первые испытания летные, садили руководителя. То есть, руководители гарантировали качество двигателя. Это большая ответственность. Он не говорил: там у меня есть главный инженер, главный контролер. Он говорил - за все отвечает директор. И он действительно за все отвечал.

Борису Изгагину в свое время пришлось отвечать и за создание жидкостных ракетных двигателей. 60 лет назад на заводе было развернуто секретное Второе производство. Начался серийный выпуск двигателей для первой ступени ракет-носителей «Протон», которые стали выводить на околоземную орбиту космические станции, навигационные спутники и прочие необходимые грузы.

Рашид Дзунза, председатель Совета ветеранов «ОДК-Пермские Моторы»:

- Протон, освоение первых ракетных двигателей - это всё Борис Георгиевич, конечно. Освоение ракетных двигателей - это новое для нас! И первое время то не шло, то не получалось. Сутками сидели здесь, в том числе и руководитель.

Георгий Изгагин, сын Бориса Изгагина:

- Отец когда работал на Втором производстве, у них была надежность 99,6 десятых. То есть, за все время испытаний был какой-то один неудачный пуск.

Борис Изгагин проработал на пермском моторостроительном заводе в общей сложности 65 лет. 13 из них - в должности руководителя предприятия. Сотрудники за глаза называли его Локомотив или Генерал. Ведь все проблемы, за которые брался - он решал. В том числе и бытовые. При Изгагине массово строилось новое жилье для заводчан. В сентябре этого года имя Бориса Изгагина будет присвоено Пермскому техникуму промышленных и информационных технологий. Именно это учебное заведение многие годы поставляет молодые кадры предприятию.

Юлия Зыкова, Мария Грязнова, Телевизионная служба новостей

Подпишитесь

 

Новости партнеров: