Советская реклама: в Перми открылась выставка работ Маяковского и Родченко

Громкие слоганы в лоб, яркие цвета. Такой была первая советская реклама. В числе ее создателей - знаменитый поэт Владимир Маяковский и не менее известный фотограф Александр Родченко. Увидеть плоды их совместного труда можно в центральном выставочном зале. Сюда из Москвы прибыла экспозиция под названием «Реклам-конструктор».

Никаких полутонов, только чистые цвета. И простые геометричекие формы. А слоганы больше напоминают лозунги и воззвания. Такими были первые советские рекламные плакаты. В начале 20-х годов в стране развернулась новая экономическая политика. Появилась частная торговля, возникла конкуренция. Заявить о себе хотели все. От Резинотреста, торгующего галошами. До общества «Добролёт», которое призывало граждан вкладывать деньги в строительство аэропланов. В числе первых тружеников рекламного фронта были поэт Владимир Маяковский и знаменитый фотограф-новатор Александр Родченко. Он вспоминал: «Работали мы так. Утром Маяковский обходил учреждения и принимал заказы. Писал тексты. Я делал эскизы, намечал пропорции. К работе над рекламой Володя относился очень серьёзно, и поэтому был постоянным посетителем ярмарок и толкучек, где прилежно записывал уличные крики. В его стихотворных рекламах периодически звучит голос торговца и зазывалы. «Ну и публика! Пожалела рублика!», «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий!».

Поэт и фотограф создали творческое сообщество под названием «Реклам-конструктор». Они оформляли не только плакаты и вывески, но книги и журналы. Вот к примеру, иллюстрации к поэзии Владимира Маяковского. На этих фотоколлажах - всё, что составляло бытовую и политическую жизнь 20-х годов, а также технический прогресс того времени. Стиль, в котором работали Родченко и Маяковский, историки искусства называют конструктивизмом. Цель которого - привлечь внимание и побудить к действию.

Елена Морсакова, начальник выставочного отдела государственного музея В.В. Маяковского:

- Конструктивизм - искусство, которое по сути уникально. Оно было искусством, которое нужно, искусством для людей, для общества.Это новаторские истории в дизайне. Они использовались потом и в Советском Союзе, и за рубежом они были популярны.

Участники «Реклам-конструктора» повлияли и на моду того времени. Они разрабатывали рисунки для тканей - это были геометрические орнаменты. Занимались и моделированием одежды. Которая должна была быть простой и функциональной. Эти идеи широко разошлись и среди зарубежных кутюрье. В том числе, и современных. Время от времени на мировых подиумах появляются коллекции в духе русского конструктивизма.

Оба новатора - и Маяковский и Родченко в свое время побывали в нашем городе. Знаменитый поэт в 20-е годы выступал с чтением своих стихов. Известный фотограф в военное время был в эвакуации, работал в местных газетах. В Центральном выставочном зале собираются провести отдельное мероприятие, посвященное этим фактам.

Марина Фельдблюм, директор Центрального выставочного зала:

- Готовится такой импровизированный полудокументальный спектакль, будем так говорить. И будут читаться тексты Маяковского, будут вот эти воспоминания современников озвучиваться, документальные материалы, видеоряд.

Выставка, привезенная к нам из московского музея Маяковского, продлится до 3 декабря. 

Юлия Зыкова, Александр Худяков, Телевизионная служба новостей

Подпишитесь

 

Новости партнеров: