В Пермской галерее впервые показывают работы художика-символиста Кузнецова

Мистик от живописи. Имя художника Павла Кузнецова в начале 20 века было хорошо известно в мире искусства. Стиль мастера сравнивали с техникой Вон Гога и Матисса. В пермской художественной галерее показывают большую серию работ Кузнецова. Многие из его картин посетители увидели впервые.

Это картины Павла Кузнецова. Саратовский мастер в начале 20 века стал широко известен в России, а затем и в Европе. Сейчас большинство его полотен находится в Третьяковке и Русском музее. Часть наследия - хранится в пермской художественной галерее. Здесь говорят: Кузнецов стал одним из ярких представителей русского символизма. И где бы ни находился художник - в Средней Азии, Крыму, горах Армении, или в Прибалтике - он стремился показать гармонию окружающей жизни, ее волшебство. Сам художник не раз упоминал, что вырос в семье садовода. А потому в его работах - краски цветущих садов на Волге. Одна из картин Кузнецова, под названием «Пастушок» оказалась с сюрпризом, рассказывают в галерее.

Ирина Андренко, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи:

- Она художником была выполнена на холсте, который уже предварительно использовался им для создания произведения. То есть под этой работой еще два произведения. Сюжет вроде бы простой - мальчик и стадо. А на самом деле это же философская такая мысль. Во-первых, у Кузнецова - у него всегда небо. Всегда небо. У «Пастушка» небо и вот у этой работы. Посмотрите - «Корзина с яблоками» тоже небо. То есть какой-то вселенский масштаб уже приобретает все это.

В галерее показывают и работы учителей художника-символиста. Один из них - знаменитый Валентин Серов. Рядом - картины товарищей Павла Кузнецова по художественному объединению. Оно называлось «Голубая роза». Мастеров объединяло многое: взгляды на жизнь и творчество, палитра цветов, которые они использовали. Стремление объединить разные виды искусства. Тот же Кузнецов говорил: «На картине определение темного и светлого, как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен звучать, жить в насыщенности присущих ему характеристик».

Ирина Андренко, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи:

- Что-то есть общее в восприятии мира у всех этих художников. Хотя они разошлись потом каждый в свою сторону. Но все равно их эволюция шла параллельно. У них, все равно, мышление было особое. Тут и доля фантазии, доля чего-то нереального. Но в общем и целом - это гармония.

Судьбы этих художников и скульпторов сложились по-разному. Кто-то - эмигрировал за границу. Кто-то - остался в Советском Союзе и создал собственную школу. Павел Кузнецов был одним из тех, кто остался. Он дожил до девяноста лет. И несмотря на жизненные перипетии, не утратил светлой палитры.

Юлия Зыкова, Михаил Осетров, Телевизионная служба новостей

Подпишитесь

 

Новости партнеров: