В Перми показали клад, найденный на месте дома «купца Трутнева»

Сто лет под землей, или история уникального клада. Горожанам представили артефакты, которые этим летом обнаружили пермские археологи. Это три старинных фарфоровых сервиза - в общей сложности больше двухсот предметов. Ученые называют клад одной из крупнейших находок последних десятилетий.

В пермской чайной «Грибушин» все накрыто к приему гостей. Но из этой посуды посетителей угощать не будут. Эти фарфоровые сервизы недавно были найдены археологами госуниверситета в центре Перми. Они проводили раскопки на улице Ленина, где планируется строительство поликлиники. Ученые говорят: клад был сделан либо перед революцией 1917 года, либо сразу после нее. А вот кому он принадлежал - пока вопрос. Раньше на месте археологических раскопок стоял особняк, владел которым купец Семен Трутнев. Но затем хозяин дома сменился.

Мария Мингалева, сотрудник Камской археологической экспедиции ПГНИУ:

- Дальнейшие архивные данные показали, что в 1915 году там уже проживала и хозяйкой и владелицей дома была мещанка Анна Петровна Исупова. И поскольку газеты, в которые был упакован этот клад, датируются 1915-м - 1917-м годом, мы склоняемся к тому, что это все-таки, скорее всего, она. Но на сто процентов утверждать не можем. Может быть, она продала дом в 1917 году и уехала, и кто-то другой уже это спрятал.

Клад за сто лет почти не тронут временем. Чайный, кофейный и столовый сервизы изготовлены из качественного фарфора. Это российское производство. На изделиях - клейма «Товарищества Матвея Кузнецова». В это объединение входили восемь фарфоро-фаянсовых фабрик, расположенных в разных губерниях Российской империи. Сотрудники пермского краеведческого музея поясняют: в этом кладе есть изделия, созданные на Дмитровском предприятии в Подмосковье. И даже - на Рижской фабрике.

Елена Артищева, хранитель коллекции декоративно-прикладного и изобразительного искусства Пермского краеведческого музея:

- Очень крупная фабрика. Но в Перми таких предметов, по крайней мере в нашей коллекции, осталось немного. Просто по причине ее удаленности. Она была ориентирована на рынок западной России и делала товары на экспорт. Это абсолютно точно очень качественный фарфор. Белоснежный, тонкий и прекрасный. Он расписан не вручную, а в основном это деколь, то есть, машинный рисунок.

Как говорят историки, на основе этих предметов можно рассказывать о традициях чаепития в дореволюционной России. Чай по-купечески пили за долгими беседами в большом количестве. Напиток готовили в заварнике и разливали по чашкам. В сервизе обязательно были молочник, сахарница, розетки с медом и вареньем. Подавали к чаю сливки, калачи и пирожки, хлеб, масло, колотый сахар. Позволить себе фарфоровые сервизы могли довольно состоятельные люди.

Елена Артищева, хранитель коллекции декоративно-прикладного и изобразительного искусства Пермского краеведческого музея:

- Это то, что называется средний класс. Потому что и по отделке видно, что здесь вещи очень модные. С модерновыми рисунками. Это люди, искушенные в современных тенденциях. Потребители такие интеллигентные. Жили открытым домом. Устраивали приемы. Потому что сервиз довольно обширный. С разнообразной посудой.

Уже в декабре этот клад можно будет увидеть в пермском краеведческом музее. Именно туда археологи передали все найденные предметы. Всего их больше 250. 

Юлия Зыкова, Александр Худяков, Телевизионная служба новостей

Подпишитесь

 

Новости партнеров: