75 лет с начала 'большого террора'

В этом году исполнилось 75 лет со дня начала в стране "большого террора". Так историки называют период массовых репрессий. Точкой отсчета стал оперативный приказ наркома внутренних дел Николая Ежова о "репрессировании активных антисоветских элементов". Под эту категорию попали тысячи людей. Но в действительности репрессии начались намного раньше. А Урал, как известно, край тюрем и лагерей. Например, здесь отбывал срок заключения знаменитый писатель Варлам Шаламов.

Это автограф писателя Варлама Шаламова. В Пермском архиве новейшей истории хранится следственное дело, по которому автор "Колымских рассказов" проходил свидетелем. Он попал на север Прикамья в 1929 году. Шаламов был арестован за открытую критику политики Сталина. Осужден на 3 года, которые отбывал в Вишерском лагере. Тогда он был подразделением печально известного СЛОНа - Соловецких лагерей особого назначения.

  Рамиль ФАТХУТДИНОВ  СОТРУДНИК ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ Производственная деятельность заключенных заключалась в том, что они строили Вишерский целлюлозно-бумажный комбинат. Кормили, конечно, тюремной баландой. Хлеб 400 г. - в лучшем случае. Все зависело от нормы выработки. Паёк зависел от этого.
О своем пребывании на Урале Варлам Шаламов подробно рассказал в повести "Вишера". Вишлаг стал тогда "опытным хозяйством по перековке". Подневольную рабочую силу стали использовать на стройках промышленных гигантов первой пятилетки. Шаламов вспоминал, как возводили Березниковский химический комбинат.

Варлам Шаламов . повесть "Вишера". цитата.

Я со страхом поглядывал на бесконечные ряды новеньких бараков, которые занимали прибывающие сверху, с бумкомбината, с лесозаготовок Усть-Улса лагерные инвалиды. Цинготные раны, шрамы, рубцы. Зрелище было впечатляющим. Инвалидов отправляли вниз по Каме. Но цинга началась и у нас. Опухшие ноги, кровавые рты....История Вишерских лагерей знает примеры, когда во главе санитарного управления огромного лагеря стоял обыкновенный уполномоченный НКВД. Все медики на участке нашего отделения... не имели медицинского образования.
Юлия ЗЫКОВА  КОРРЕСПОНДЕНТ ТСН Позже писателю пришлось отбывать новый срок. Уже на Колыме. Варлам Шаламов был арестован в 1937-м. Этот год современные историки называют началом в стране большого террора. В НКВД было негласное правило - одиночек в борьбе с Советской властью нет. За арестом одного человека следовали всё новые. Чтобы убедить заключенного дать нужные следствию показания использовались разные методы. Например, в камеру к несговорчивому фигуранту дела подсаживали так называемого "агитатора" или "клоуна". Он убеждал дать показания или написать письмо на волю. Одно из таких писем хранится в Архиве новейшей истории. Это послание сыну вышивал на платке пермский инженер-геодезист Василий Лаищев. Его по ложному доносу обвинили в заговоре против власти.

Рамиль ФАТХУТДИНОВ  СОТРУДНИК ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Этот платок так и не дошел до его сына, до адресата. И был приобщен к делу, как вещественное доказательство. Ему дали 10 лет по статье "Антисоветская агитация". Этот платок увидел Виталий, его сын, только спустя 51 год.

В архиве устроили небольшую выставку, где представили вещдоки, которые в свое время служили доказательствами обвинения. Спустя 75 лет, после начала массовых репрессий, в пермском архиве открывают доступ к делам осужденных по политической статье.

Подпишитесь

 

Новости партнеров: