Поэт науки и классик приключенческой литературы. Романами Жюля Верна в России зачитываются уже полтора столетия. Но мало кто знает, что писатель-фантаст в одном из своих произведений упоминает наш город. В романе "Михаил Строгов - курьер царя" Пермь оказывается в эпицентре большой авантюры.
Это одна из зарубежных экранизаций романа. Он написан в середине 70-х годов 19 века. Сюжет - чистейший вымысел. Причем, актуальный для сегодняшней России. Практически, мечта заокеанских экспертов. Вся Сибирь охвачена восстанием. К местным племенам присоединились среднеазиатские ханства. Из-за войны телеграфное сообщение прервано. Агент императора, капитан Михаил Строгов едет из столицы в Иркутск - с важной депешей для местного губернатора, ему грозит смертельная опасность. Задача Строгова - спасти его и сорвать наступление бунтовщиков.
Главного злодея этой истории зовут Иван Огарев. Он некоторое время жил в Перми, не имея определенных занятий. Так совпало, что жюльверновский изменник, поднявший восстание против государя в Сибири, носит ту же фамилию, что и один из самых уважаемых пермских губернаторов 19 века - Илья Огарев. Такой вот литературный прием. Жюль Верн, ни разу не побывавший в России, дает в романе описание нашего города. Сюда на пароходе прибывают главные герои его романа.
"Несмотря на важное экономическое значение Пермской губернии, которая изобилует золотыми и платиновыми россыпями и угольными копями, сам город Пермь имел довольно непривлекательный вид. Это неприятно поражало путешественников, которые были утомлены длинным переездом и полным отсутствием комфорта." - пишет Жюль Верн. Его герои трясутся в экипаже по ухабистым пермским дорогам, затем пересекают Уральский хребет.
Владимир ГЛАДЫШЕВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КЛУБА "ПЕРМСКИЙ КРАЕВЕД": Путешественники очень помогли писателю, подкинув документальный материал. То есть свидетельства очевидцев. Ясно, что он пользовался несколькими воспоминаниями и путевыми записками. Тем не менее, без чудес у писателя-фантаста не обошлось. Русские волки настолько суровы, что нападают на людей, плывущих по реке на плоту. А река, того и гляди, вспыхнет от обилия нефти в сибирских недрах. Единственный российский роман Жюля Верна в самой России знают мало. Его издание было даже запрещено при Александре Втором. Ведь в книге затрагивался болезненный национальный вопрос. На Западе - напротив: сочинение знаменитого фантаста обрело большую популярность. Существует больше десятка его экранизаций. Ждем римейков.