Фрагмент брони танка - новый экспонат музея Мотовилихинских заводов

Бесценный артефакт. Собрание музея Мотовилихинских заводов недавно пополнил новый экспонат. Это фрагмент брони одного из первых серийных советских танков Т-18. В начале 30-х годов прошлого века на Мотовилихинском заводе было выпущено несколько этих боевых машин. В музее считают - уникальный экспонат позволит напомнить пермякам о почти забытой странице истории города.


 Пермский историк Алексей Старков передал в музей Мотовилихинских заводов фрагмент брони танка Т-18. Строительство боевых машин на Урале начиналось именно в Мотовилихе. В 20-е годы в Советском Союзе была принята программа танкостроения. Она предусматривала выпуск крупной серии военной техники. В качестве образца был выбран танк Т-18 или МС-1 - "малый сопровождения 1". Его предшественник - первый советский танк - "Борец за свободу товарищ Ленин", являвшийся, в свою очередь, копией французского танка "Рено FT-17".

Алексей СТАРКОВ , ИСТОРИК, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА "ЗАБЫТЫЕ КРЕПОСТИ XX ВЕКА"

Они многократно первооружались эти танки. Но в основном оставляли пушку Гочкиса 37 миллиметров. Совсем небольшой снаряд. Стреляли, прижимая приклад этой пушки к плечу, из танковой башни. И ставили пулемет Дегтярева танковый на штатное место.   Юлия Зыкова, корреспондент ТСН
Выпускать танки Т-18 должен был ленинградский завод "Большевик". Первая партия насчитывала больше ста единиц боевой техники. В 1928 году, когда ленинградцам потребовалась помощь, часть госзаказа передали в Пермь. В течение года Мотовилихинский завод должен был выпустить 25 танков.

Владимир ИВАШКЕВИЧ , ИСТОРИК, ПУБЛИЦИСТ

Присылали чертежи, присылали образец. Правда, его очень быстро забрали, потому что армия нуждалась в танках. Его временно взяли из армии. И потом обратно. Считали, что нескольких месяцев хватит, чтоб ознакомиться с технологией.   Мотовилихинцы столкнулись тогда с массой трудностей. На предприятии, серьезно пострадавшем в годы Гражданской войны, не хватало оборудования, специалистов. Создание танков для артиллерийского завода было совершенно новым делом. По иронии судьбы, боевые машины здесь выпускали без пушек. Нужды в них тогда не было. На армейских складах, еще со времен первой мировой, находилось достаточное количество импортных пушек Гочкиса. Самой сложной работой для заводчан стало изготовление двигателей.

Владимир ИВАШКЕВИЧ , ИСТОРИК, ПУБЛИЦИСТ

Делали двигатели, мучились с ним очень сильно. Причем этот двигатель был непростой. У нас же тогда было все по-большевистски, все самое передовое. Это был двигатель из алюминия литой. Но тем не менее, они справились с этой задачей! Вот в тех самых сложных условиях. Как это удалось - остается только руками развести. Но 10 двигателей они точно собрали.   По данным историков, в начале 30-х годов пермяки смогли выпустить более десяти танков Т-18. Небольшой, но значимый вклад в программу вооружения армии. "Малый сопровождения", в основном, применялся в военных конфликтах на Дальнем Востоке. Но вскоре - устарел. Часть машин передали в учебные полки. Остальные было решено превратить в неподвижные огневые точки. Перед самым началом Великой Отечественной на отдельных участках западных границ Советского Союза из Т-18 делали ДОТы. В башнях некоторых из них были установлены пушки калибра 45 мм.

Алексей СТАРКОВ , ИСТОРИК, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА "ЗАБЫТЫЕ КРЕПОСТИ XX ВЕКА"

Вот в Полоцком укрепрайоне экипажи танков, уже огневых точек, а не танков, очень эффективно себя показали. Была разгромлена немецкая колонна. Немцы не могли понять - откуда по ним стреляют. Расстреливали кусты шрапнелью, а шрапнель танковую броню, несмотря на то, что она такая тонкая, не возьмет. Опять наступают - опять танки у них подбивают.  

Обломок танковой брони Алексей Старков привез в Пермь из Псковской области. Этот фрагмент взорванного ДОТа вскоре займет свое место в экспозиции музея Мотовилихинских заводов.

Новости партнеров: