На Компросе запущено движение железнодорожных составов. Центральная станция - Выставочный зал. Именно там в эти дни можно увидеть миниатюрные рельсы, вокзалы, пассажирские и грузовые поезда. Самый большой на Урале макет железной дороги увидела наша съемочная группа.
Макет, по которому можно изучать историю железнодорожного транспорта. Начиная с локомотивов на паровом двигателе. Все модели - точные копии настоящих паровозов, говорят авторы этой масштабной констркуции.
К примеру такие тягачи серии "ОВ", прозванные "овечками", больше столетия назад курсировали по всем железным дорогам Российской империи, в том числе и по Пермской. Это был самый массовый тип локомотивов. Работал на угле и энергии пара. А чтобы экипаж всегда мог пополнить запасы воды, на станциях строили водонапорные башни.
Илья СУМАРОКОВ, КОЛЛЕКЦИОНЕР, МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР:
На каждой станции, на каждом разъезде башни водонапорные были в свое время и до сих пор существуют. Макет является не коллекционной какой-то вещью, а вещью скорей обучающей, продвигающей технические знания скажем так в общество. На самом деле очень сложно сейчас найти технические объекты функциональные, которые бы выставлялись.
Есть тут и всем хорошо знакомая модель тепловоза советских времен. Чехословацкий ЧМЭ-3 поставлялся в республики Союза с середины 1960-х. И служит по сей день. Показан здесь и скоростной поезд "Сапсан". А также - американские и европейские составы.
Детально и кропотливо мастера воссоздали и железнодорожный ландшафт. Лесные массивы, и пастбища, и городские улицы. А также - мосты и тоннели. Работа над архитектурой - это отдельный, весьма трудоемкий процесс. К примеру, это здание вокзала сделано из множества слоев картона с помощью лазерной резки. Как говорят авторы проекта, макет железной дороги - модульный. И достраивать его можно бесконечно. Единственно - пока нет постоянного помещения, где можно было бы разместить эту конструкцию.
Илья СУМАРОКОВ:
Нам нужно около 150 метров. Тогда мы сможем демонстрировать макет и развивать его не теми темпами. Которыми он сейчас развивается. Мы сможем заниматься с детьми успешно. Имеем опыт. И хотели бы продолжить это.
А пока погрузиться в историю железных дорог можно в Центральном выставочном зале. Проводники по миниатюрным стальным магистралям ожидают пассажиров до 15 января.