Историческая память на колёсах. В Перми состоялся автопробег на ретро-машинах. Коллекционеры старых советских авто совместно с пермскими историками проехали по местам, где во время Великой Отечественной стояли так называемые юнгородки. Общежития, в которых жили подростки, работавшие на моторостроительном заводе.
Площадка перед заводом Шпагина постепенно превращается в небольшую выставку старых автомобилей. На своих «москвичах» и «волгах» сюда прибыли коллекционеры - знатоки истории советского автопрома. Это их машины еще не так давно находились в экспозиции пермского музея «Ретрогараж». Сейчас он ищет новую площадку для размещения, а также - организует акцию памяти, которая посвящена пермским юнгородкам. Так в годы войны назывались территории, где были построены общежития для юных рабочих. 14-летние подростки, выпускники ремесленных училищ, заменили ушедших на фронт взрослых. Встали к станкам, выпускали авиадвигатели. Выставка об этом проходит в пространстве Завода имени Шпагина.
Валерия Гаврилова, руководитель Музея истории пермского моторостроения:
- В октябре 44-го года прибыло 2 с половиной тысяч человек одновременно. И в 44 году благодаря вот этой мобилизации молодых рабочих мы установили рекорд. Было собрано 30 моторов за сутки. Вот этого знаменитого мотора АШ-82 для истребителя ЛА-7.
Александр Черепанов, руководитель музея «Ретрогараж»:
- Был конечно период очень тяжелый. Высокий процент травматизма. Это все на выставке представлено. Задевает по живому.
Автор выставки «Юнгородок» - музей пермского моторостроения. «Ретрогараж» стал партнером этого проекта. И предложил провести исторический автопробег. Его маршрут проложили по тем районам Перми, где раньше находились юнгородки.
Первая остановка автомобилистов - возле автостанции «Южная». Именно на этой территории в годы Великой Отечественной были построены деревянные бараки первого юнгородка. Он был самым густронаселенным. Как говорят историки, есть идея закрепить это в топонимике современной Перми.
Валерия Гаврилова, руководитель Музея истории пермского моторостроения:
- Мы хотим, чтоб остановку «ЖБК» назвали «Юнгородок». В память об этих молодых рабочих, которые здесь жили. И наполнить эту территорию смыслом. Этой памятью исторической, возможно, поставить какие-то стенды. Возможно установить памятник молодым рабочим. Вот эту промзону сделать памятной исторической территорией в нашем городе.
Дальше маршрут автопробега прошел по улице Куйбышева, мимо остановки «Обвинская», проходных завода «Пермские моторы», дворцов культуры имени Калинина и Солдатова. Как говорят в музее «Ретрогараж», эта историческая акция в их планах далеко не единственная.
Александр Черепанов, руководитель музея «Ретрогараж»:
- Мы как площадка для диалога открыты абсолютно для всех. Мы готовы обсуждать любые предложения, любые планы. И будем дальше продолжать заниматься объединением всех корпоративных музеев, заинтересованных сторон. Кто заинтересован в сохранении индустриальной истории.