В Перми 14-летняя девочка с синдромом Дауна якобы продала свою долю в родительской квартире за миллион рублей. В абсурдную ситуацию попала одна из пермских многодетных семей. Восемь человек, среди которых ребенок-инвалид, лишились единственного жилья из-за долга в 650 тысяч рублей.
Все началось с объявления на столбе. Некая финансовая организация предлагала услуги по рефинансированию долгов. Поверив рекламе, мать четырех детей Александра Шадрина объединила несколько своих маленьких кредитов в один - на сумму 650 тысяч рублей. Пару лет исправно вносила платежи. А потом узнала, что долг не уменьшился, а наоборот, увеличился аж вдвое.
Александра Шардина:
- Я им выплатила 849 500 рублей, а они с меня еще потребовали один миллион двести рублей. Миллион двести с копейками.
От отчаяния Александра Шардина перестала вносить ежемесячные платежи. Тогда микрофинансисты через суд обратили взыскание на ее трехкомнатную квартиру. А затем - продали ее с молотка. Для женщины было большим потрясением узнать, что вместо обычного кредитного договора был составлен договор займа под залог жилья. И теперь она лишилась своей квартиры.
Александра Шардина:
- График платежей, я все платила, все понятно. А потом пошла к юристу и он сказал, что вы попали на залог квартиры. Я не знаю, как это получилось у них. Я сейчас вообще никому не верю. У них все схвачено, вообще кошмар как. - То есть вы не подписывали договор залога квартиры? - Нет. Нет. Хотя подпись там стоит моя.
Александра не может взять в толк, как можно было продать жилье, где собственниками являются несовершеннолетние дети? При покупке этой трешки в 2014 году был использован материнский капитал. Поэтому каждый ребенок имел свою долю. В том числе, инвалид с синдромом Дауна. Девочка плохо говорит, мало двигается и практически не расстается со своей мамой.
Ксения Шардина:
- Мне пришло извещение, что я и моя младшая сестра инвалид продали свои доли за миллион. Налоговая требует, чтобы я выплатила налог за продажу имущества в размере 7400 рублей. Меня возмутило то, что как так произошло, что моя недееспособная младшая сестра продала свои доли, являясь несовершеннолетней? Это невозможно, это незаконно!
Александра Шардина:
- Да, конечно, это подделка документов? Это, значит, все у них схвачено? Оставить детей на улице? Без единственного жилья. И вообще, где справедливость? Вообще не знаю.
Семья подала ответный иск в суд о признании сделки недействительной. Но проиграла процесс. Попытка хотя бы несовершеннолетним детям вернуть их доли в квартире тоже потерпела фиаско. Теперь Александра просит, чтобы ее семье разрешили занять хотя бы самую маленькую комнатку. К решению проблемы подключились представители Всероссийского общества инвалидов.
Надежда Романова, председатель пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов:
- Конечно, это абсурд. Без согласия, без решения законного представителя продать долю ребенка кому-либо невозможно. Здесь наверняка сфальсифицированы документы. Вполне возможно. Очень жаль, что такие незащищенные слои населения страдают. Да, где-то, может, от своей неграмотности юридической. Где-то по наивности, думая, что ее никогда никто не обманет. Но есть, к сожалению, другие люди, которые наживаются на этом.
Общественники намерены обратиться к краевым властям, в прокуратуру и к Уполномоченному по правам ребенка в Прикамье. Ведь если семья окажется на улице, девочку-инвалида отдадут в специнтернат. Но разлучать "солнечную" дочку с матерью просто недопустимо.